• Версия для печати

Платные автомобильные дороги

Список разделов Разделы Предложения по реформе действующего законодательства

Сообщение #1 Саирбаев Максим » 04 августа 2015, 09:58

Последние несколько лет Казахстан, а точнее умы чиновников нашей Республики, поглотила идея повсеместного введения на территории страны платных дорог и платных автостоянок, как в пределах городов и населенных пунктов, так и на междугородних трассах. Со слов инициаторов данной идеи – такова международная тенденция, и Казахстан, как планетарная единица не может остаться в стороне общего развития.
В настоящей статье мы попробуем проанализировать создавшуюся ситуацию, но не с точки зрения оппозиционного безмотивированного отрицания, а исходя из действующих положений норм права.
Во-первых, действительно международная тенденция указывает на тот факт, что в больших мегаполисах повсеместно вводится платность использования автодорог и стояночных мест. Основанием введения данной платности является наличие крайней необходимости, так как непринятие государственным аппаратом власти данных мер приведет в итоге к транспортному коллапсу – невозможности передвигаться по улицам города. Однако любое введение финансового ограничения в вопросах эксплуатации дорог, в первую очередь, должно быть обеспечено предоставлением населению соответствующего общественного транспорта, который бы также разрешал проблему загруженности дорог, к примеру, метро. При этом данный общедоступный транспорт должен охватывать все части города, а возможно, и его пригороды. Данная практика реализована во многих больших городах: Нью-Йорк, Лондон, Москва и т.д. У нас же пока в единственном большом городе - Алматы, такой системы развития общественного транспорта еще не существует, метро охватывает малую толику улиц, и те улицы, которые уже охвачены метро, не могут похвастаться своей разгруженностью. Следовательно, введение платности автодорог в г.Алматы приведет к тому, что большинство автолюбителей откажется от использования своего личного транспорта, пересядет на общественный, что в связи с увеличением пассажиров, потребует увеличения единиц общественного транспорта и как итог, те же автомобильные пробки, только теперь уже с преобладанием автобусов, троллейбусов и трамваев. Исключение заторов на дорогах городов возможно лишь там, где общественный транспорт преобладает в местах отсутствия перекрестков, то есть под землей и над землей в виде метро и электричек.
Во-вторых, в соответствие с п.1 ст.1 Конституции РК в основу нашей государственности положены идеи демократии, основными признаками которой являются: политическое и социальное равноправие граждан и преобладание интересов населения перед потребностями государства. Также согласно п.1 ст.21 Конституции РК каждому, кто законно находится на территории Казахстана, принадлежит право свободного передвижения по ее территории.
Введение платности дорог автоматически нарушает три этих основополагающих конституционных принципа. С одной стороны, исходя из имеющегося социального неравенства граждан страны, введение платных дорог, ограничит возможность одних пользоваться личным транспортом, на других же никак не повлияет. Тем самым социальная пропасть между элементами различно финансово-обеспеченных групп населения увеличится, а вместе с ней - злоба и гражданское напряжение.
С другой стороны введение платности дорог, как мы уже отмечали, должно явится итогом наступления обстоятельств крайней необходимости, которые даже являются основанием освобождения от уголовной и административной ответственности. В нашем же случае, платность дорог не подтверждена крайней необходимостью, так как она не решит проблем пробок и качества дорог. Государство еще не исчерпала возможности построения развязок, объездных дорог и т.д.
Говоря о необходимости нового способа законного истребования у населения страны дополнительных денежных средств, путем введения платности использования автодорог, государство апеллирует тем, что данные средства уйдут на постройку новых дорог и ремонт уже имеющихся. Однако, во-первых, куда тогда уходят налоги автолюбителей на транспорт, которые оплачиваются ежегодно; денежные штрафы с водителей, оплачиваемые ими в доход государства в виде административных санкций за нарушение ими правил дорожного движения; распределяемые доходы государства от экспорта нефти, газа и других природных ресурсов? То есть для решения проблемы качества автомобильных дорог как раз не хватает денежных средств, которые необходимо дополнительно взыскать с автолюбителей за их проезд по платных дорогам? Это все, конечно, нонсенс. Ежегодно в Казахстане строятся и ремонтируются сотни тысяч автомобильных дорог, на что государством в интересах своего народа тратятся огромные суммы денег. При этом уже через год, все, что было построено и отремонтировано вновь нуждается в новом ремонте. Так может быть здесь дело не в количестве денег, которые мы тратим на дороги, а в качестве государственного администрирования, халатности, отсутствии контроля, бездействии и т.д. Тем самым, не разрешив свои внутренние проблемы усовершенствования качества государственной власти в области контроля и надзора за расходованием денежных средств на строительство и ремонт автомобильных дорог, государство своими дополнительными взиманиями выступает не в интересах населения страны.
Введение платности дорог, на наш взгляд, должно автоматически исключать налог на транспорт, так как цель получения государством данных денежных средств идентична.
Платность общественной дороги нарушает кроме прочего конституционное право граждан на свободное передвижение по территории Республики. Конечно, можно возразить, что данная свобода не ограничивает нашего права на пешее передвижение по всей стране, либо свидетельствует лишь о равенстве всех на реализацию данного права вне зависимости от социального статуса, расы, вероисповедания и т.д. Кроме того, и автобусные перевозки, и железнодорожные и авиационные все требуют дополнительных затрат. Однако это не совсем так.
Конституционный принцип свободы передвижения граждан на всей территории Казахстана имеет абсолютный характер, не ограничивающий нас в определенном виде транспорта. При этом оплачивая за услуги автобусной, железнодорожной или авиационной перевозки, мы несем затраты лишь за те услуги, которые нам предоставляют соответствующие предприниматели, но никак не за использование самих автомобильных, железнодорожных или воздушных дорог. Наличие личного автотранспорта не возлагает на нас дополнительных затрат, кроме тех, которые связаны с амортизацией техники и его расходных материалов. Внедрение же платности дорог ограничивает абсолютную свободу передвижения. Единственное, когда мы можем говорить о соответствии платности дорог названному принципу Конституции, это когда параллельно с платными дорогами в том же направлении существуют бесплатные дороги. То есть у граждан появляется выбор: следовать общедоступным бесплатным путем или, заплатив деньги воспользоваться услугами частной дороги, которая может быть лучшего качества, где могут быть предоставлены дополнительные услуги и т.д. Но повсеместное внедрение платных государственных дорог, без предоставления альтернативы бесплатного пути – это есть грубое нарушение конституционного права на свободное передвижение граждан по территории Казахстана. Об этом нам говорит буквальное толкование норм основного закона страны.
В результате можно заключить, что платная дорога в государстве может быть установлена лишь при наличии нескольких условий:
1) крайняя необходимость, которая выражается лишь в невозможности разрешения автомобильного коллапса другим путем в виде строительства новых автодорожных развязок, метрополитена и т.д.;
2) наличие альтернативных государственных бесплатных дорог;
3) при наступлении в государстве тяжелого экономического кризиса, порождающую нужду в дополнительных финансовых средствах.
Платность дорог, установленная в настоящее время в Республике, не соответствует всем этим требованиям, в результате чего государство действует не в интересах общества, а с целью реализации собственных потребностей, чем отклоняется от принципов и идей демократии.
Саирбаев Максим

Название раздела: Предложения по реформе действующего законодательства

Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.
Код подтверждения
   

Вернуться в Предложения по реформе действующего законодательства

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость

cron